Развитие восприятий, самое читаемое
Уже в первые недели после рождения ребенок не только ощущает, но и воспринимает окружающую действительность. Эти восприятия, физиологической основой которых является врожденная способность мозга реагировать на комплексные раздражители, еще очень несовершенны и могут рассматриваться всего лишь как исходные для последующего их развития. Они носят генерализованный характер без сколько-нибудь достаточной дифференцировки их особенностей. Их структура полностью определяется теми сторонами воспринимаемого объекта, которые непосредственно действуют на органы восприятия ребенка. В этой структуре отсутствуют те стороны восприятия, которые определяются предшествующим опытом, поскольку такого опыта у ребенка младенческого возраста еще нет. Эти начальные восприятия вызываются такими особенностями объекта, привлекающими внимание ребенка, как яркая окраска, движение, сильные звуки, характерные запахи и т. д.
Еще большее значение для совершенствования восприятий имеет активная речь ребенка, когда он сам произносит слова и фразы, относящиеся к воспринимаемым объектам. В этом случае речь ребенка органически связывается с его деятельностью (игра, труд) и таким образом совершаемые ребенком движения и действия начинают содействовать уточнению и дифференциации восприятий.
1) с тем, что обучение носит систематический характер; в процессе обучения ребенок приобретает знания в определенной системе, в связи с чем создаваемые у него образы изучаемых предметов и явлений теряют свой разобщенный характер (что нередко характеризует их в дошкольном возрасте); отдельные вещи и явления начинают восприниматься как входящие в определенные системы явлений и вещей;
Первоначально эти восприятия выступают в форме мало детализированных смутных зрительных образов предметов, привлекающих внимание ребенка. Дальнейшая их дифференциация становится возможной лишь при соединении зрения с осязанием и мышечно-двигательными ощущениями: ребенок тянется к воспринятым с помощью зрения вещам, постоянно и длительно манипулирует с ними.
Положительное влияние процесса обучения на формирование восприятий связано:
Ко времени поступления в школу структурные особенности восприятия нормально развитым ребенком окружающих предметов уже полностью сформированы: установились определенные крепкие связи между второй и первой сигнальными системами; вто-росигнальные раздражители приобрели ведущее, направляющее значение в процессах восприятия, ребенок умеет по словесному сигналу выделить в своем восприятии требуемые части и особенности воспринимаемого объекта; образы восприятия получают отчетливо выраженный обобщенный характер. Таким образом подготовлена почва для дальнейшего совершенствования восприятий, достигаемого в процессе школьного обучения.
При манипулировании с разными объектами в процессе формирования образа восприятия включается мышление в его пока элементарных формах — в виде процессов сравнения, различения и связанного с ними обобщения. Таким путем не только вычленяются из общей массы и получают большую определенность отдельные предметы, но их образы впервые получают обобщенный характер.
Осязание и мышечно-двигательные ощущения играют при этом двойную роль: 1) они знакомят ребенка с теми особенностями объекта, которые могут быть познаны только с их помощью — особенности поверхности, вес предмета, его форма и т. д.; 2) с их помощью уточняются и делаются более определенными важные особенности зрительного образа воспринимаемого объекта.
2) с усилившимся значением мышления в восприятии действительности, благодаря чему в процессах восприятия резко возрастает роль второй сигнальной системы, образы восприятия приобретают по' преимуществу характер общих образов действительности, в которых их первосигнальные особенности (цвет, звук, особенности поверхности и т. д.) отступают на второй план. Чтобы сосредоточить внимание старших школьников на первосигнальных особенностях восприятий, учителю приходится применять специальные методы (наглядный метод под руководством преподавателя, самостоятельные зарисовки, моделирование, применение приобретенных знаний в процессе труда и т. д.).
Дальнейший процесс дифференциации и одновременно обобщения восприятий совершается при участии речи, сперва пассивной, а затем активной. В этом возрасте пассивная речь (слова и фразы, произносимые окружающими ребенка взрослыми людьми и слышимые им одновременно с зрительными, осязательными и мышечно-двигательными восприятиями) играет огромную роль и развитии восприятий ребенка: эти слова впервые приобретают сигнальное значение, прочно связываясь с первосигнальными (зрительными и др.) раздражениями. Благодаря словесным обозначениям внимание ребенка фиксируется на воспринимаемых предметах и их особенностях, благодаря чему их образы уточняются и делаются более определенными. Слышимые слова уже по самой своей природе («Всякое слово (речь) уже обобщает», Ленин) в очень большой степени содействуют созданию обобщенных образов восприятия. Вместе с тем через слышимые слова взрослых в восприятия ребенка включается общечеловеческий опыт познания действительности, образы восприятия перестают быть только восприятиями индивидуума или животной особи.
Источник: http://mus-express.ru