Секреты: пять воззрений китайской философии
Основной признак Дао — цикличность его движения и изменений. Все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы прихода и ухода, расширения и сжатия. Прообразом этих представлений, несомненно, стали движения Солнца и Луны и смена времен года, воспринятые китайцами как проявление вселенской закономерности.
По мнению китайцев, все проявления Дао рождены динамическим взаимодействием этих противоположных сил. Эта идея очень древняя, и много поколений размышляли об этом, прежде чем символизм архетипической пары инь и ян стал основополагающим понятием китайской философии. Первоначально слова инь и ян обозначали соответственно тенистый и солнечный склоны горы, и это уже отражало относительность данных понятий.
Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже готово отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность. Источник
Обложка поста: pexels.com
В первоначальном космическом смысле Дао — высшая, не поддающаяся описанию реальность. Но Дао отличается от них своей внутренней меняющейся сущностью, которая, по мнению китайцев, составляет основу Вселенной. Дао — всеобъемлющий процесс, в который вовлечены все вещи. Мир постоянно течет и изменяется.
«Лучше иметь слишком мало, чем слишком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слишком усердствовать», — пожалуй, за это мы и любим китайскую философию. В ней сочетается возвышенная духовность и мирская слабость, тонкое искусство и жизнь. Китайская философия сильно повлияла на восточное мировоззрение в целом. А основные идеи философии и религий Дальнего Востока тесно связаны с физикой. Об этом взаимодействии пишет Фритьоф Капра в книге «Дао физики».
Поговорим подробнее о китайском миропонимании. О том, что составляет основу взглядов мудрецов небесной империи. Быть может, вы найдете для себя ответ на вопрос: почему однажды познакомившись с китайским образом мысли, хочется возвращаться к этому снова и снова.
Китайцы, как и индийцы, считают, что многообразие вещей и явлений объединяет некая высшая реальность. Термины «полное», «всеохватывающее» и «целостное», несмотря на внешние различия, отражают одну реальность.
Разберем фразу, с которой мы и начали повествование: «Лучше иметь слишком мало, чем слишком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слишком усердствовать». Китайская философия нацелена на внутреннюю гармонию человека. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда делали что-то через силу, потому что «надо», а не потому что «хочу». И если отпустить ситуацию и не корить себя за «слабость», вы почувствуете облегчение и тихое счастье. По мнению китайцев, если вы будете слишком настойчивы, все равно не добьетесь желаемого. Так же и с излишками.
С глубокой древности два противоположных начала проявлялись не только как светлое и темное, но и как мужское и женское, твердое и податливое, верх и низ. Ян — сильное, мужское, творческое начало — ассоциировалось с Небом, а инь — темное, женское, восприимчивое и материнское — с Землей. Небо наверху и наполнено постоянным движением, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому ян стало символизировать движение, а инь — покой и неподвижность.
Китайцы верят: если ситуация в своем развитии доходит до крайности, она начнет двигаться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность.
Китайцы называли эту реальность Дао, что первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустройства. Позже конфуцианцы дали этому понятию другое толкование.
По материалам книги «Дао физики»
Красноречивый пример действия этой древней китайской мудрости — современное индустриальное общество, которое ставит во главу угла повышение «уровня жизни», хотя тем самым на деле ухудшает качество жизни своих членов.
Китайцы же не только считают, что текучесть и изменчивость свойственны всему мирозданию, но уверены в существовании устойчивых моделей, в соответствии с которыми происходят все изменения. Мудрец стремится распознать их и действует в соответствии с ними. Он становится «человеком с Дао», живущим в гармонии с природой и преуспевающим во всех начинаниях.
Если сравнивать мир природы и внутренний мир человека, можно найти много общего. Источник
Источник: http://mus-express.ru